
В середине 50-х годов XIX века в Вильно, среди молодых светских девушек, втайне от родителей, ходила по рукам поэма Владислава Сырокомли «Стелла Форнарина» о любви великого Рафаэля и его натурщицы, горожанки Форнарины, позировавшей ему при работе над знаменитой «Сикстинской мадонной». Сама поэма появилась в условиях громкого скандала. Её автор Владислав Сырокомля (Людвик Кондратович), на глазах у всех «закрутил роман» с чужой женой, красавицей, талантливой актрисой Геленой Маевской.
Муж Гелены – Адам Гонорий Киркор был известным историком, этнографом, публицистом, издателем, редактором. Всю свою жизнь он изучал историю и культуру родного края, раскопал более тысячи курганов и городищ, побывал не в одной фольклорной экспедиции. Киркор был из небогатой семьи, но с древними корнями. По материальному положению Киркоров особенно ударила продажа усадьбы Конюхово в Мстиславском уезде. Два родных брата отца Адама уезжали на жительство в Италию и потребовали свою долю наследства. Студентом Адам подрабатывал репетитором. За успехи в изучении русского языка и литературы был переведен из Могилевской гимназии в Виленский дворянский институт. Когда институт посещал министр народного просвещения Уваров ему показали студенческую газету, одним из авторов которой был Адам Киркор. Газета настолько впечатлила министра, что он взял ее показать императору.

По окончании учебы он был принят на службу в Казенную палату: так началась карьера небогатого шляхтича. Со временем он стал уважаемым человеком, хотя за свои центристские политические взгляды постоянно подвергался критике со всех сторон.
Однажды Адам Киркор вернулся из Петербурга, куда ездил за разрешением на издание в Вильно литературного ежегодника и не застал дома своей супруги. Как выяснилось, она ушла с Владиславом Сырокомлей сразу после успешной премьеры его пьесы «Хатка у лесе», в которой Гелена играла главную роль.
То, что он оказался в роли обманутого мужа, вызвало в светском обществе невероятное возмущение и даже бойкот, вплоть до того, что виленские благочестивые дамы забросали Гелену грязью. В приличных домах их отказываются принимать, в салонах они стали объектами постоянного обсуждения.

В ответ на этот бойкот и появилась поэма «Стелла Форнарина», где Сырокомля как бы сравнивает судьбу Рафаэля и свою, пытаясь провести исторические параллели и облагородить свои отношения с Маевской.
Гелена Маевская с детства мечтала стать актрисой. Закончив драматическую школу в Варшаве, приехала в Вильно и была принята в театр. Местную публику актриса сразу покорила своей утонченной пластикой, грацией, умением акцентировать на себе внимание зрителя. Талант, прекрасные внешние данные и трудолюбие вскоре сделали ее ведущей артисткой Виленского театра.
И вдруг карьера Маевской неожиданно для всех остановилась. Гелена приняла предложение Адама Киркора и вышла за него замуж, а после венчания даже выполнила его требование покинуть сцену. Многие были удивлены и ничего этому браку хорошего не пророчили – слишком разными были эти люди. Поклонники были сильно разочарованы. Первые годы молодая семейная пара жила дружно. В своем доме Гелена с мужем открыли литературный салон, который посещали многие известные белорусские, польские и литовские деятели культуры: В.Коротынский, И.Ходько, С.Монюшко, В.Дмоховский, Дунин-Марцинкевич и многие другие. Здесь в 1854 году появился и В.Сырокомля, став, со временем, его постоянным посетителем. У него сложились дружеские отношения с хозяином дома.
Спустя какое-то время, молодую жену стали раздражать постоянные поездки мужа: то на раскопки, то в фольклорные экспедиции, то в Петербург. И еще один факт поспособствовал развитию драматических событий в доме Киркоров. Во время работы над своей пьесой, Владислав Сырокомля сильно простудился, заснув на траве. В результате он заработал чахотку, и его верный друг Адам Киркор забрал его к себе домой, а Гелена стала ухаживать за больным «виленским соловьем».
Жена Павлина приезжала к Киркорам и хотела забрать больного мужа, но он отказался ехать домой.
14 лет назад, когда Людвик Владислав Кондратович (будущий поэт Сырокомля) работал в Несвиже в канцелярии руководства радзивилловскими имениями, он понравился руководителю канцелярии Адольфу Добровольскому и получил возможность посещать его дом. На одном из семейных вечеров присутствовала племянница хозяина дома Павлина Митрашевская. Людвик влюбился в нее с первого взгляда. Но Павлине было 13, а кавалеру 18. Пришлось подождать пока девушка повзрослеет.
В 1844 году они поженились, и их семейная жизнь первоначально была близка к идеальной. Павлина ценила его поэтический дар, поддерживала его, а Людвик, уезжая, скучал по дому, радовался рождению трех дочерей и сына. После публикации «Почтальона» поэт еще больше поверил в свои силы и творческие возможности. Рождались новые произведения, крепли связи с известными литераторами. А.Плуг, В.Дмаховский, Ю.Крашевский уговаривали переехать в Вильно. Были сомнения у Сырокомли в необходимости переезда, но, когда в течение одной недели одна за другой умерли три маленькие дочки, решение было принято окончательно (продолжение следует).