
Одним из самых ярких представителей рода Ваньковичей является известный художник Валентий Вильгельм Ванькович.
Он родился 12 мая 1800 года в имении Калюжицы Игуменского уезда Минской губернии в семье уездного судьи Мельхиора Ваньковича и Схоластики из рода Горецких.
Валентий с детских лет, которые помимо родового имения Калюжицы проходили и в Малой Слепянке (ныне один из районов Минска), серьезно увлекался рисованием.
Получив изначально домашнее образование, Ванькович в 12 лет был отправлен на учебу в Полоцкий иезуитский коллегиум, который 1812 году был преобразован в академию. В академии было хорошо поставлено художественное воспитание. Валентий успешно овладел техникой живописи, стал писать небольшие портреты, которые отличались хорошим рисунком и большим сходством.
После завершения учебы в Полоцке, Ванькович поступает в Виленский университет. Его работы, выполненные во время обучения в Полоцком коллегиуме и представленные в 1818 при поступлении в университет, впечатлили преподавателей высоким уровнем исполнения.

Мастерство художника в университете он постигал под руководством известного живописца, портретиста Яна Рустема (1762-1835).
Во время учебы в университете Валентий Ванькович познакомился со многими, ставшими потом известными, личностями, писал портреты своих новых друзей, в том числе и Адама Мицкевича, Франтишка Малевского, Эдварда Одинца, Юлиана Корсака.
Его успехи в науках и искусстве были блестящими и по решению ученого совета Виленского университета Ванькович был направлен в 1824 году для дальнейшего усовершенствования в живописи в Петербургскую Академию художеств.
В Петербург Валентий отправился в январе 1825 года. Перед этим два месяца провел в Слепянке и Минске. В академии учился под руководством прославленных исторических живописцев А.Е.Егорова, В.К.Шебуева, А.И.Иванова. Через четыре месяца был удостоен малой серебряной медали за рисунок групповой постановки (из двух натурщиков), а через восемь получил за свои рисунки уже большую серебряную медаль. В то время в Академии о достоинствах художника судили не по живописи, а по рисункам. Его авторитет как рисовальщика и мастера портрета становится очевидным. В конце третьего года обучения в Академии была организована выставка ученических работ. За композицию «Подвиг молодого киевлянина» Ваньковичу была присуждена высшая академическая награда – золотая медаль, которая давала право на заграничную командировку. Однако воспользоваться ею Валентий не смог. Числясь официально за Виленским университетом, он должен был получить командировку от университета, но виленские чиновники сослались на отсутствие средств, и такая важная для Ваньковича поездка не состоялась.
Начало широкой известности его как художника связано с двумя именами: Адама Мицкевича и Александра Сергеевича Пушкина.

на скале Аю-Даг
Первой творческой работой Ваньковича после окончания Академии художеств был портрет Адама Мицкевича, с которым он был знаком со времен учебы в Вильно. Картина «Мицкевич на скале Аю–Даг» была написана в 1828 году. Валентий был увлечен творчеством поэта и поэтому ему удалось передать и внешнее сходство и, что еще важнее, уловить движения души, романтический порыв и духовный взлет своего друга. Поэт изображен в момент творческого вдохновения на фоне горного пейзажа. Он представлен в скромном платье, с накинутой на плечи кавказской буркой и в полосатых (модных в то время) широких брюках. Романтический порыв здесь ощущается во всем: и в целеустремленном, страстном взгляде, и в руке, облокотившейся на скалу Аю–Даг и подпирающей подбородок, и в низко нависших, седых облаках. Портрет сразу же получил большую известность и его репродукции часто встречаются и сегодня в изданиях, посвященных Адаму Мицкевичу.
Согласно одной из версий толчком для создания композиции портрета послужил сонет Адама Мицкевича «Мне любо, Аюдаг, следить с твоих камней».
Своим портретом В.Ванькович продемонстрировал поддержку романтических устремлений Мицкевича, который посвятил сонет Густаву Олизару – вольнодумцу, поэту, человеку необычной судьбы. Богатый, занимающий солидное положение в обществе (одно время был киевским губернским предводителем дворянства) 27-летний Олизар влюбился в 20-летнюю дочь генерала Н.Н.Раевского, знаменитого героя Отечественной войны 1812 года. Юная красавица привлекала всеобщее внимание на балах в Киеве и Одессе. Граф Олизар открыто выражал свои чувства к Марии Раевской, буквально боготворил ее и называл своей Беатриче. Наконец граф решился просить руки девушки и …. получил отказ.

Мария отдала свое сердце С.Г.Волконскому. В начале января 1825 года вышла за него замуж. А вскоре добровольно последовала за мужем в Сибирь, разделив нелегкую судьбу декабриста. После замужества Марии Густав Олизар уединился в своем крымском имении Артек, которое отныне именовал «Лекарство сердца». Здесь и состоялась встреча Адама Мицкевича, прибывшего из Одессы, где поэт отбывал ссылку «по делу филоматов» с Густавом Олизаром. В сонете «Аюдаг» поэт как бы утешает страдающего от любви «юного барда». Мицкевич советует ему взять лиру и исцелиться под ее звуки.
Замысел портрета мог возникнуть после декабря 1826 года, когда «Сонеты» Мицкевича вышли из печати в Москве. Видимо, художник начал работу над портретом и ждал появления Адама Мицкевича в Петербурге, чтобы написать голову поэта. Возможно из-за этого сразу же по приезде тот начал позировать художнику.

1828 год стал знаменательным в жизни Валентия Ваньковича. Благодаря двум портретам знаменитых поэтов (Мицкевича и Пушкина) он становится известным портретистом. В феврале 1828 года в столицу к нему приехала его молодая жена, Анеля из Ростоцких.
Ванькович стал получать много заказов на портреты и писал тех, кто вызывал у него интерес. Среди таких лиц – известная пианистка и композитор Мария Шимановская (1789–1831), приехавшая с дочерьми Хеленой (Еленой) и Целиной в Петербург в 1828 году по приглашению русского двора. Между семьей Шимановских и четой Ваньковичей сложились дружеские отношения. Они вместе отдыхают на даче в Парголове. В доме Шимановских часто бывают многие известные художники и писатели: К.Каневский, И.Олешкевич, П.Вяземский, А.Пушкин, В.Жуковский. Но чаще всего навещают Ф.Малевский и А.Мицкевич. Визиты были частыми не случайно: в 1832 году Хелена вышла замуж за Ф.Малевского, а через два года Целина стала женой Адама Мицкевича.
Хелена Шимановская описывая события 19 марта 1828 года, отметила в своем дневнике: «вместе с господами Вяземским, Пушкиным и Малевским мы поехали на Васильевский Остров в мастерскую художника В.Ваньковича, там стояли портреты А.Мицкевича и Пушкина, которые он сделал для выставки в Варшаве. Оба очень похожие».
Адам Мицкевич остался доволен своим портретом и заказал с него три копии французскому художнику Филиппу Берже (1783-1867), много работавшему в России. Во Всероссийском музее А.С.Пушкина находится портрет, считающийся копией Берже, заказанной для Н.А.Полевого.
Оригинал портрета существует в трех авторских повторениях, которые находятся в Музее А.Мицкевича в Париже, в Литературном музее имени А.Мицкевича и Национальном музее в Варшаве.
Портрет А.С.Пушкина бесследно исчез после 1863 года, когда было конфисковано имение старшего сына Валентия Ваньковича – Адама-Викентия, принявшего участие в восстании.

Сохранился небольшой карандашный рисунок портрета Пушкина. Он не повторяет композицию исчезнувшего портрета. Возможно это набросок с натуры, сделанный во время знакомства поэта с Валентием Ваньковичем в Петербурге или первоначальный замысел основного.
После смерти А.С.Пушкина рисунок принадлежал его сыну Александру, который передал его в Румянцевский музей. Ныне он находится во Всероссийском музее А.С.Пушкина.
О дальнейшей судьбе художника и его других работах следующий рассказ.