
В 2004 году был утвержден герб города Сморгонь. На нем в серебряном поле испанского щита изображен черный медведь, который стоит на задних лапах на красной решетке, а в передних лапах держит герб Радзивиллов – в голубом поле три черных охотничьих рожка, соединенные в центре мундштуками.
Леса Беларуси до XX века изобиловали медведями, и местные жители издавна занимались охотой на них. Этот традиционный промысел отражен на гербе не только Сморгони, но и Ошмян.
Сморгонь упоминается в письменных источниках c XV века как частновладельческое местечко Виленского воеводства ВКЛ (с 1565 -1566 гг. входило в состав Ошмянского повета).
Это был не только ремесленно-торговый и административный центр, но и военный опорный пункт. Через Сморгонь проходила одна из главных дорог, связывающая Вильно с Минском и поветовым центром Ошмянами, что помогало его быстрому развитию. В 1505 году владелец местечка Юрий Зенович построил костел Святого Михаила, а в конце XVI века здесь появились бумажная мануфактура, школа, госпиталь. В 1622 году в Сморгони уже существовала рыночная площадь с корчмой и имелись пять улиц: Виленская, Костельная, Дворная, Кревская и Скоморошья. Быстро развивались ремесла и торговля. Ряд фамилий жителей тогдашней Сморгони говорили о их роде деятельности: Коваль, Муляр, Рымаш, Прудник, Чеботарь, Гарбарь, Зегармистер (часовщик), Кушнир, Скоморох.
Предания утверждают, что в XVII веке у тогдашних хозяев местечка Радзивиллов возникла идея обучать медведей.
Именно они и основали так называемую «Сморгонскую академию» – так шутливо называли школу дрессировки медведей.
Медведей дрессировали недалеко от Сморгони, на «Французских узгорках», где были возведены специальные строения и манежи.
В 1708 году Сморгонь посетили шведский король Карл XII и польский король Станислав Лещинский. Историк В.Недберг, который был участником этого визита, написал в своем дневнике: «Что касается здешнего города, то он довольно известен тем, что все медведи, которые танцуют и болтаются по свету, имеют тут свою высшую школу и настоящее пристанище».
Как утверждает С.В.Максимов в очерке «Сергач», медвежья школа в Сморгони представляла собой здание, в котором каменный пол второго этажа накаливался громадной печью из нижнего этажа.
По другим сведениям, медведей дрессировали в железных клетках с медным дном, которые опускались в глубокую яму на половину ее глубины. В каждую клетку загоняли по 2-3 медвежонка, а под неё укладывали хворост и валежник, которые поджигались. Обучение состояло в том, что дно клетки, где находились звери постепенно нагревалось, и медвежата вынуждены были вставать на задние лапы, так как на них заранее надевали лапти, а передние лапы оставались незащищенными. Когда становилось совсем жарко, медвежата начинали переступать с лапы на лапу, и в это время дрессировщик начинал бить в бубен. Так происходило от одного до двух месяцев ежедневно. Потом животных выводили из клетки на волю и продолжали дрессировку под бубен. Уже при первых звуках медвежата поднимали передние лапы и начинали «танцевать», за что их поощряли хлебом или морковью.
Обучив животное стоять на задних лапах и переступать с одной лапы на другую под звуки охотничьего рожка, бубна и т.д., переходили к следующим этапам дрессировки: учили бороться, делать поклоны, колоть дрова, носить воду из колодца, подавать гостям пунш, пародировать выпивших людей.
Медведи изображали как женщины замешивают тесто, как мужики косят траву, как тушат пожары и многое другое.
В период расцвета «Сморгонской академии» в ней на обучении находилось до 10 медвежат. Брали только молодых самцов, которых отлавливали в Жупранской и Налибокской пущах. Дрессировки продолжались до 6 лет.
После обучения молодых медведей подвергали ряду операций: подпиливали зубы и когти, продевали через нос и губы кольцо. Это должно было обезопасить поводыря от рассерженного зверя и дать возможность легко управлять им.
Дальнейшая судьба «выпускников» складывалась по-разному. Наиболее талантливые поставлялись в имение к Радзивиллам или продавались русским помещикам, польским и литовским магнатам. Большая часть выученных медведей попадала к цыганам, нанимавшимся на службу по уходу за ними и получившим право водить медведей на посторонние потехи и для собственных заработков.
Радзивиллы ценили искусство дрессировщиков, тем более, что всю их славу присваивали себе. Кроме того, этот промысел приносил хозяевам солидные барыши.

Особую известность «медвежья академия» получила при Кароле Станиславе Радзивилле по прозвищу «Пане Коханку» (1734-1790гг). Он назначил управляющим академией «барона» литовских цыган Яна Мартинкевича, жившего в местечке Мир. Ян набрал группу из 20 цыган и поселил их в Сморгони, чтобы те работали с медведями.
Пане Коханку, известный своими фантазиями и чудачествами, любил шокировать своих гостей и соседей катанием на медведях. Неизвестный художник на картине «Своевольная езда Пане Коханку» изобразил магната восседавшим в одноместных санях, отвернувшимся от людей, в страхе убегающих от необычного кортежа.
Весной поводыри, которых по-другому называли «медведниками», уходили на заработки с обученными животными по ярмаркам в Россию, Австро-Венгрию, Германию, Францию. Осенью возвращались в Сморгонь. Для медведей готовили «зимние квартиры»: запасали ветки деревьев, солому, из которых можно было сделать берлоги. Спячка продолжалась до 15 февраля, а затем до марта артисты вспоминали и закрепляли свои знания. Включив в команду дебютантов, начинали свои новые путешествия по миру.
Сцены с дрессированными медведями отражены и в батлейке: представляли кукол – скомороха и медведя, которых называли «сморгонский учитель с учеником». «Медвежья академия» просуществовала до конца XVIII века, а по другим источникам до начала XIX века.

В 2014 году в Сморгони была открыта скульптурная композиция в честь «Сморгонской академии». Ее автор – уроженец города, заслуженный деятель искусств, скульптор В.Теребун.
Кстати, к Сморгони и к «медвежьей академии» имеют прямое отношение «Сморгонки» – знаменитые сморгонские баранки. Но о них следующий рассказ.
Источники:
- В.И.Адамушко В.И., Елинская М.М. Гербы и флаги Беларуси. Мн., 2006г.
- Татаринов Ю. Города Беларуси. Мн.,2019г.
- Гродненская праўда. 5.09.2009г.
- Живописная Россия. Репринтное воспроизведение издания 1882г. Мн., 1993
- Шишигина-Потоцкая К.Я. Легенды Несвижа. Барановичи.,2001г.
- Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Ленинград.1988г.
- Беларуская думка. №6,1993г.