
Монументальное строительство в Гродно началось приблизительно в 1170-х годах и продолжалось всего 2- 3 десятилетия. За это время было построено не менее шести кирпичных зданий, из которых пять в Гродно и одно в Волковыске, входящем в состав Гродненского княжества. Но, к сожалению, от этих построек почти ничего на сегодняшний день не сохранилось (только отдельные фрагменты), за исключением Борисоглебской церкви, которая менее всего подверглась изменениям. Древнее зодчество Гродно изучено слабо и поэтому вопрос о происхождении мастеров также не однозначен. Специалисты считают, что в строительстве храма принимали участие греческие мастера, мастера из Полоцка, Волыни, местные ремесленники и строители. Зодчий Петр Миланег, которого долгое время считали вымышленным лицом, теперь признан реальной личностью. Он работал в Гродно во второй половине XII века на протяжении 12-15 лет, а затем в Чернигове, Овруче. С 1194 года был личным архитектором киевского князя Рюрика Ростиславовича. Но именно в Гродно наиболее ярко проявились все грани его таланта.
К концу XII века возникла самостоятельная гродненская школа зодчества. Борисоглебская церковь в Гродно стала первым проявлением этой школы и была построена во имя первых христианских древнерусских святых мучеников Бориса и Глеба, небесных покровителей гродненских удельных князей Бориса и Глеба. Другое ее название – Коложская. Она была построена на незаселенной площадке урочища Коложань (название «коложань», «коложень», обозначает место, где бьют многочисленные родники). Существуют и другие версии появления такого названия.
Коложская церковь выдержала за свою многолетнюю историю множество тяжких испытаний: набеги крестоносцев и много других войн, антиправославное движение, обычную человеческую алчность, природные катаклизмы и не раз подвергалась разрушениям. Но нет худа без добра.
В 1500 году великий князь Литовский Александр Ягеллончик по просьбе своей жены, русской княгини Елены Ивановны, пожертвовал Коложскому монастырю (церковь строилась как монастырская) «из уважения к древности святыни» сад. Затем помощь оказал митрополит Киевский Иона II. Большие пожертвования монастырю и храму поступили от королевского писаря Богуша Боговитыновича. За счет личных средств он восстановил церковь и другие постройки, а в 1506 году навечно вложил в монастырь хутор Чешевляны «с землями пашными и бортными и з данми грошовыми и медовыми». Митрополичьей грамотой от 20 июля 1506 года Борисоглебская обитель поступила в потомственное «подаванье» ктитору (лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря или на его украшение) с правом указания им кандидата в игумены, избираемого монастырской братией. Таким образом, начало XVI века стало временем возрождения на Коложах. Но после смерти Богуша Боговитыновича, его права и обязанности относительно монастыря унаследовали потомки, а затем – род Гринкевичей, который привел монастырь к разорению. К 1550 – 1560-м годам в монастыре не осталось насельников. В 1635 году монастырь перешел к униатам. Беды продолжались и последующие века. В 1845 году Коложский храм закрыли из-за угрозы обвала стен.

А в ночь на 2 апреля 1853 года Неман подмыл берег, но котором стояла церковь. Южная и половина западной стены разрушились. В 1897 году берег Немана был укреплен, а также достроена стена вместо упавшей в реку. Ее сделали деревянной, более легкой.
То, что храм строился как монастырский, объясняет его отдаленность от города и своеобразную символику. Фасады храма декорированы вставками необработанных и полированных разноцветных валунов и майоликовых плит (разновидность керамики из цветной обожженной глины, покрытой непрозрачной глазурью) разноцветной окраски (16 видов). Такое «украшение» с точки зрения Священного Писания свидетельствует о его глубокой богословской архитектурной символике: «Не для человека здание сие, но для Господа Бога. Всеми силами я заготавливал для дома Бога моего… камни вставные, камни красивые и разноцветные». В поливных крестах большую роль играют не только цвет, но и светоносность этих вставок, которая как бы пронизывает и оживляет рукотворную стену храма. Владимир Короткевич, который присутствовал на сьёмках фильма возле Борисоглебской церкви, поделился в «Земле под белыми крыльями» своими впечатлениями от встречи с «одним из величайших шедевров зодчества древних славян – Коложским храмом».

«Снимать было тяжело. Потому что с дерева как раз «солнечный» бок здания, а на каменные стороны солнце падает только в длинные дни на закате. Кладка стен необычайно роскошная. В них вставлены плоской формы разноцветные валуны, зеленые, красные с полосами, густо коричневые, синие, разные. И еще ромбы, квадраты, кресты из майолики. Чтобы смыть пыль, мы облили стены водой. И тут на них упало солнце! Что тут было! На майолике и валунах вспыхнули оранжевые, розовые, красные, зеленовато-синие туманные радуги. Перед нами стояло нечто, что было во сто крат ярче павлина. Каменная райская птица! И вся она как будто двигалась, сияла, плыла в воздухе, тянулась в небо».

В интерьере храма особую ценность представляют встроенные в стены храма глиняные сосуды, так называемые «голосники», которые улучшают акустику. Тот факт, что внутри церкви роспись весьма незначительна (она была обнаружена в 1870 году в алтарной части храма под толстым слоем штукатурки), подтверждает тот факт, что она строилась не для обычных прихожан, нуждающихся в дополнительных напоминаниях о событиях Священного Писания, а для монахов. Необычно узорчатое покрытие пола разноцветными майоликовыми плитками желтого, зеленого и коричневого цвета, создан своего рода каменный «паркет».
В XVI веке Борисоглебская церковь прославилась своей чудотворной Коложской иконой Пресвятой Богородицы. Легенда о появлении её в церкви была записана в 1738 году. Она гласит: «Говорят старые люди, что какой-то нищий всегда носил её с собой, по обету, этот образ Пресвятой Богородицы. С приближением смерти ему в видении было объявлено, чтобы он этот образ поместил в Коложской церкви, что было им выполнено, и сам изъявил желание быть погребенным в этой церкви».
За два с лишним столетия Коложская икона Божией Матери прославилась многочисленными чудесами. К ней за помощью приходили тысячи людей. Но в 1914 году с началом Первой мировой войны обитель была эвакуирована в Россию, после чего следы чудотворной иконы были утеряны. Все поиски пока безрезультатны.
Нет единого мнения среди специалистов как именно выглядела Коложская икона. Л.Е.Кулаженко и Г.А Лавринецкий в начале 2000-х годов утверждали, что она была написана на медной доске небольшого размера (с тетрадный листок) и помещена в кипарисовую оправу. На её полях были вырезаны ветхозаветные изображения.
Архиепископ Гродненский и Лидский Варсонофий, описывая икону в 1947 году, предполагал, что чудотворный образ был выполнен из камня. Е.Поселянин в книге «Богоматерь. Описание Её земной жизни и чудотворных икон», изданной в 1914 году сообщал: «написана эта икона на полотне, наклеенном на доску, и по времени своего происхождения может быть отнесена к XVII веку».

В настоящее время в храме находится вышитая увеличенная копия этой чудотворной иконы. Она представляет собой неточный список с иконы «Одигитрия», привезенной в 1495 году в Вильно дочерью великого князя Ивана III Еленой при вступлении ее в брак с великим князем литовским Александром. Еще один список Коложской иконы был выполнен в мастерской Московской Патриархии в 2006 году и подарен Борисоглебской церкви мэрией подмосковного города Химки. А 1 мая 2019 года в Борисоглебскую церковь был принесен еще один исторический список Коложской иконы Божией Матери, приобретенный в Германии. Икона была выкуплена там на одном из антикварных аукционов. Специалисты считают, что возможно это список с Коложской иконы, преподнесенный епископом Гродненским Михаилом в дар императору Николаю II, при посещении им Гродно в 1914 году.

У храма еще много неразгаданный тайн: это и таинственные знаки на многих кирпичах –плинфах (плинфа – широкий плоский обожженный кирпич X-XIIIвв.), и местонахождение чудотворной Коложской иконы, и полное прочтение символики храма, и достоверность постройки храма на месте языческого капища и многое другое.
Борисоглебская церковь в Гродно – один из самых древних и необычных в Беларуси храмов. В его истории много страниц трудностей и скорби, но Коложская церковь выстояла и продолжает служить Богу и людям, принимает верующих и туристов, желающих видеть эту обитель христианства, дошедшую до нас через многие столетия.
Рядом с Борисоглебской церковью установлен камень–валун, на котором высечено имя легендарного полководца, защитника не только Коложской обители, но и всей земли Белорусской от крестоносцев. О нем наш следующий рассказ.
Источники:
- Памятники и памятные места Беларуси. Чантурия В.А.,Чантурия Ю.В., Мн., 2007
- Горадна, Горадзен, Гродна. Марцiновiч А. Мн., 2008
- Гродно. Фих Б.М, Аржаева Л.В., Григорьева З.Г., Голуб И.П., Мн., 1960.
- Зямля пад белыми крыламi. Караткевiч У. Мн., 1992
- Дорогами православной Беларуси. Сост. Бегиян С.Р., Мн., 2010
- Православное зодчество Беларуси. Лаврецкий Г. Мн., 1995
- Православные храмы. Путешествие по святым местам. Выпуск №23, М., 2013