Легенда и быль о пылающем танке (Часть 1)

75-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ

Танк Т-28

Еще в июле 1941 года в Минске родилась легенда о пылающем танке, которая быстро разнеслась по всей Белоруссии. Она поднимала на борьбу, вселяла веру в победу, придавала силы бороться с оккупантами.

Легенда утверждала, что при отступлении советских войск в Минске был оставлен в засаде мощный краснозвездный танк. Гитлеровцы быстро обосновались в городе и стали считать его тыловым. Они грабили минчан, убивали, бросали в концентрационные лагеря. И тогда танкисты, сидевшие в засаде, решили: пришло время расплаты. Бойцы завели мотор и помчались по улицам Минска. Там, где проходила краснозвездная машина пылали штабы, склады с боеприпасами, взрывались цистерны с горючим, гибли гитлеровцы.

Наконец, фашистам удалось поджечь танк, но остановить его они так и не смогли. Пылающая машина продолжала уничтожать врага…

После войны решили попробовать выяснить историю пылающего танка. К поискам информации о нем подключились журналисты, сотрудники Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, работники военкоматов и государственных архивов, Белорусского радио и телевидения, следопыты 40-й средней школы.

И вскоре на телестудию пришло письмо от минчанина Дмитрия Ивановича Малько. Он рассказал о реальных событиях, которые легли в основу этой легенды.

Война застала старшего сержанта, сверхсрочника Дмитрия Ивановича Малько в Минске. Он заведовал хранилищем автобронетанковых запасных частей на складе №105 Народного Комиссариата Обороны.

24 июня 1941 года город подвергся ожесточенным бомбежкам. Склад решили эвакуировать. Незадолго до войны на склад прибыл после капитального ремонта танк Т-28. Его хотели отправить в одну из воинских частей, но не было разнарядки из штаба округа.

В сложившейся ситуации решили танк сжечь, потому что никто не умел им управлять. Но Дмитрий, узнав об этом, попросил начальника склада майора Денисковского разрешить ему вести машину, так как во время срочной службы он был механиком-водителем. После некоторых колебаний, майор согласился.

28 июня большая колонна машин, которую замыкал танк Т-28 двинулась по Могилевскому шоссе на восток. За местечком Червень в танке отказал мотор. Майор Денисковский приказал Малько сжечь танк, в случае если не удастся его отремонтировать, а самому добираться в Могилев самостоятельно.

Около часа ушло на ремонт. Когда Дмитрий стал догонять колонну машин и уже переехал мост через Березину, его остановил полковник в форме танкиста. Выяснив ситуацию, заявил, что теперь Малько со своим танком поступает в его распоряжение. Подошедший полковник отдал приказ приступить к обороне шоссе Минск-Могилев и переправы через Березину.

Весть о появлении танков, якобы присланных для усиления обороны, молниеносно разнеслась среди стрелковых подразделений и воодушевила бойцов.

Утором 2 июля Дмитрия вызвал к себе генерал-майор Н.И.Орлов и приказал переправиться на другую сторону реки для наблюдения за шоссе. Замаскировавшись в кустах, Малько и сержант Звонарев стали наблюдать. Неожиданно рядом раздался голос:

– Здравствуйте, товарищ танкист!

Рядом с танком стояли майор и четыре курсанта. Узнав, что здесь делают Звонарев и Малько, майор заявил последнему, что он переходит вместе с танком в его распоряжение и должен вернуться в сторону Минска к деревне Тростенец, где в болоте застряли три учебных танка.

Оставив Звонарева выполнять приказ генерала, Дмитрий с майором и курсантами, отправился спасать танки. Но, когда приехали к болоту, их там не оказалось: выбрались самостоятельно.

Бойцы понимали, что необходимо найти горючее и дозаправить танк, пополнить боезапас. Майор, заявил, что рядом находятся склады воинской части, где можно взять боеприпасы и продукты.

Танк остановили у мостика через Свислочь (на этом месте потом построили ТЭЦ-3), и майор с курсантами отправились на склад. Вскоре задача была решена. Теперь стали обсуждать, как прорваться к своим. После долгих споров, пришли к выводу, что лучше всего это сделать через Минск. Во-первых, расчет был на то, что гитлеровцы никогда не подумают, что советские бойцы решатся на прорыв через город, занятый оккупантами. Во-вторых, стало известно, что немцы перерезали шоссе, ведущее к Могилеву. В-третьих, майору было известно, что под Борисовом есть части Красной Армии, и теплилась надежда, что немцы туда еще не дошли.

Взревев мотором, танк вырвался в районе нынешней улицы Жилуновича на Могилевское шоссе и устремился к Минску…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.