Производство слуцких поясов в Беларуси

Когда было начато производство слуцких поясов в Беларуси?

Mikhail_Kazimir_RadziwillУ князя Михаила Казимира Радзивилла в Слуцке имелась фабрика, вырабатывавшая галуны, позументы (тесьму, шитую золотом, серебром или цветной мишурой) и многие другие  изделия для нужд замка. Князь решил, объединив Несвижскую и Слуцкую фабрики, организовать в Слуцке персиарню — мануфактуру по производству поясов персидского образца.

В 50-ые годы 18 века Михаил Казимир Радзивилл привез в Слуцк персов и турок, которые ткали такие пояса. Видимо в это время до князя дошла слава о персиарне знаменитого турецкого мастера Яна Маджарского в Станиславе (сейчас Ивано-Франковск). Туда для обучения были направлены Томас Хаецкий и Ян Годовский, которые, возвратясь, привезли с собой в Слуцк и необходимое оборудование.  На фабрике стали работать белорусы: Иосиф Барсук, Лойко, Кончило и другие. Во главе Слуцкой фабрики князь вскоре поставил  самого Яна Маджарского. В период его деятельности и был создан тип пояса, который получил название «Слуцкого».

Ян Маджарский, дорожа репутацией фабрики, сразу же стал ставить на поясах метки, указывавшие место их изготовления. Они были вытканы на концах пояса: SLYCK, mefecitSluck, SF, JoannesMODZARSKI (что означает Слуцк, меня сделал Слуцк, Слуцк сделал, Я.Маджарский).

Как выглядели слуцкие пояса?

slutskiy_poyasСлуцкие пояса изготовлялись на ручных станках по типу гобеленов. Основа была шелковая, узор — из шелковых, золотых и серебряных нитей.

Слуцкие ткачи могли на одном поясе сделать две или четыре разноузорные лицевые стороны. Разносторонние пояса — изобретение белорусских ткачей. Такие пояса особенно ценились. Перед тем как надеть пояс, его складывали пополам в длину. Обладатель четырехлицевого пояса, складывая его каждый раз на другую сторону, создавал впечатление, что он имеет целую коллекцию этих драгоценных поясов.

Персидские мотивы к 80-м годам 18 века полностью заменяются местными. Исчезают персидские гвоздики, их сменяет ярко-синий василек, который часто можно увидеть на белорусских полях.

Пояса стали ярче по цвету. Двух и четырехлицевые пояса состояли уже из чередующихся красных с синим полос и гирлянд с голубыми и красными васильками и анютиными глазками. На концах помещались крупные букеты, перевязанные лентой. Изображение заключалось в черный контур.

В букете почти всегда присутствовали васильки. Эту особенность Слуцких поясов отметил белорусский поэт М.Богданович в стихотворении «Слуцкие ткачихи».

Наиболее сложно орнаментированной частью пояса являются его концы. В большинстве орнамент концов состоит из двух растительных орнаментов. Мотивы бывают в виде дерева с корнями, дерева и цветов, растущих вазонов, букетов цветов, иногда фигуры человека или животного.

Бахрома составляет типичную особенность слуцких поясов. Завершение слуцкого пояса бахромой было взято не от восточной традиции, а скорее продиктовано местными вкусами.

После присоединения Беларуси к России в 1795 году русское правительство запретило ношение национальной шляхетской одежды — кунтушей (кафтанов). Исчезла потребность в поясах. Производство их было свернуто почти наполовину.

В 1807 году аренда Леона Маджарского (сына Яна) закончилась, Слуцкая фабрика перешла в управление Радзивилла. Она просуществовала до 1844 года, выпуская в основном шелковые и узорные ткани и пояса для нужд церкви. Из тканей слуцкой фабрики шили одежду для католических богослужений.

Где еще создавались пояса наподобие слуцких?

Слуцкая фабрика по производству поясов существовала не более ста лет, однако созданные на ней шедевры ткачества вошли в сокровищницу мирового искусства. Значительный спрос на шелковые пояса в 18 веке в Речи Посполитой привлек к себе внимание иностранных купцов и промышленников.

В конце 18 века в Варшаве и Кракове стали производить пояса наподобие слуцких. Отличие польских поясов от слуцких заключается в характере орнамента и колорите. В отдельных случаях используется орнаментация слуцких, но в самостоятельной трактовке. Тип польского пояса был разработан рядом персиарен,  начало которым  положила фабрика в Гродно, а завершили  фабрики  в Кобылках и Липково, а  затем Корец на Волыни.

Производством поясов типа слуцких занялись и во Франции. Известна фабрика в Лионе, которая выпускала пояса такого типа. Но ни где  не смогли создать пояса такого высокого художественного достоинства, какие умели делать слуцкие мастера.

Источник: И.Н.Паньшина. Декоративно-прикладное искусство. Мн, 1975 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.