Железнодорожные вокзалы Минска

vokzal
Привокзальная площадь в Минске

Начнем нашу прогулку по Минску с его ворот — железнодорожных вокзалов. Именно с них начинался любой более или менее значимый город. В XIX веке в Минске было два железнодорожных вокзала: Брестский и Виленский.

В это время через Оршу, Минск и Брест прошла Московско-Варшавская железная дорога. В день ее открытия в 1871 году на Брестском вокзале Минска продали 21 билет. На следующий день из Минска уехали уже 82 пассажира. Пассажирские поезда ходили со скоростью 70-80 км/час.

Brestski_vokzal_Minsk
Брестский вокзал в Минске, XIX век

Брестский вокзал находился в районе пересечения современных Московской и Суражской улиц. Здание вокзала было сожжено в 1920 году во время польской интервенции в Беларуси. После обновления вокзал работал до 1928 года. Сейчас приблизительно на том же месте находится служба «Минсктранс» (Кооперативный переулок,12).

Немного позднее была открыта Либаво-Роменская железная дорога, которая соединяла порты Прибалтики с югом России. В Минске она пересекалась с Московско-Брестской, и так город стал первым железнодорожным узлом на землях Беларуси.

Вокзалы в то время, как правило, строились по симметричным планам: посередине вестибюль с главным входом, по бокам залы ожидания, служебные помещения и кассы. Виленский вокзал (сегодня Минск-пассажирский)   был именно таким. Вокзал квалифицировался как второклассный (первоклассные строились только в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге). Вокзалы использовались не только для обслуживания пассажиров. Здесь можно было послушать духовую музыку, посмотреть водевиль или военный парад.

Vilenski_vokzal_Minsk
Виленский вокзал в Минске, XIX век

В 1890 году на месте деревянных станционных построек Виленского вокзала началось строительство  первого в  «Северо-Западном крае» Российской империи  каменного здания вокзала. В ХIХ веке  эта часть города считалась окраиной, но благодаря вокзалу здесь появились новые улицы: Бобруйская, Михайловская (нынешняя Кирова), Николаевская (нынешняя Ульяновская). В 1890 году на вокзал уже можно было прибыть на конке прямо от Соборной площади.

Первым начальником станции Минск Либаво-Роменской железной дороги стал выпускник Московского университета Василий Склифосовский, брат известного хирурга Н.Склифосовского.

Источники:

(1) Мінск. Стары і новы. Мн, 2007 З.В.Шыбека .

(2) Минскъ сто гадоў таму. Мн, 2007.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.