Легенды и тайны Коложской церкви (часть 2)

Монументальное строительство в Гродно началось приблизительно в 1170-х годах и продолжалось всего 2- 3 десятилетия. За это время было построено не менее шести кирпичных зданий, из которых пять в Гродно и одно в Волковыске, входящем в состав Гродненского княжества. Но, к сожалению, от этих построек почти ничего на сегодняшний день не сохранилось (только отдельные фрагменты), за исключением Борисоглебской церкви, которая менее всего подверглась изменениям. Древнее зодчество Гродно изучено слабо и поэтому вопрос о происхождении мастеров также не однозначен. Специалисты считают, что в строительстве храма принимали участие греческие мастера, мастера из Полоцка, Волыни, местные ремесленники и строители. Зодчий Петр Миланег, которого долгое время считали вымышленным лицом, теперь признан реальной личностью. Он работал в Гродно во второй половине XII века на протяжении 12-15 лет, а затем в Чернигове, Овруче. С 1194 года был личным архитектором киевского князя Рюрика Ростиславовича. Но именно в Гродно наиболее ярко проявились все грани его таланта.

К концу XII века возникла самостоятельная гродненская школа зодчества. Борисоглебская церковь в Гродно стала первым проявлением этой школы и была построена во имя первых христианских древнерусских святых мучеников Бориса и Глеба, небесных покровителей гродненских удельных князей Бориса и Глеба. Другое ее название – Коложская. Она была построена на незаселенной площадке урочища Коложань (название «коложань», «коложень», обозначает место, где бьют многочисленные родники). Существуют и другие версии появления такого названия.

Коложская церковь выдержала за свою многолетнюю историю множество тяжких испытаний: набеги крестоносцев и много других войн, антиправославное движение, обычную человеческую алчность, природные катаклизмы и не раз подвергалась разрушениям. Но нет худа без добра.

В 1500 году великий князь Литовский Александр Ягеллончик по просьбе своей жены, русской княгини Елены Ивановны, пожертвовал Коложскому монастырю (церковь строилась как монастырская) «из уважения к древности святыни» сад. Затем помощь оказал митрополит Киевский Иона II. Большие пожертвования монастырю и храму поступили от королевского писаря Богуша Боговитыновича. За счет личных средств он восстановил церковь и другие постройки, а в 1506 году навечно вложил в монастырь хутор Чешевляны «с землями пашными и бортными и з данми грошовыми и медовыми». Митрополичьей грамотой от 20 июля 1506 года Борисоглебская обитель поступила в потомственное «подаванье» ктитору (лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря или на его украшение) с правом указания им кандидата в игумены, избираемого монастырской братией. Таким образом, начало XVI века стало временем возрождения на Коложах. Но после смерти Богуша Боговитыновича, его права и обязанности относительно монастыря унаследовали потомки, а затем – род Гринкевичей, который привел монастырь к разорению. К 1550 – 1560-м годам в монастыре не осталось насельников. В 1635 году монастырь перешел к униатам. Беды продолжались и последующие века. В 1845 году Коложский храм закрыли из-за угрозы обвала стен.

А в ночь на 2 апреля 1853 года Неман подмыл берег, но котором стояла церковь. Южная и половина западной стены разрушились. В 1897 году берег Немана был укреплен, а также достроена стена вместо упавшей в реку. Ее сделали деревянной, более легкой.

То, что храм строился как монастырский, объясняет его отдаленность от города и своеобразную символику. Фасады храма декорированы вставками необработанных и полированных разноцветных валунов и майоликовых плит (разновидность керамики из цветной обожженной глины, покрытой непрозрачной глазурью) разноцветной окраски (16 видов). Такое «украшение» с точки зрения Священного Писания свидетельствует о его глубокой богословской архитектурной символике: «Не для человека здание сие, но для Господа Бога. Всеми силами я заготавливал для дома Бога моего… камни вставные, камни красивые и разноцветные». В поливных крестах большую роль играют не только цвет, но и светоносность этих вставок, которая как бы пронизывает и оживляет рукотворную стену храма. Владимир Короткевич, который присутствовал на сьёмках фильма возле Борисоглебской церкви, поделился в «Земле под белыми крыльями» своими впечатлениями от встречи с «одним из величайших шедевров зодчества древних славян – Коложским храмом».

«Снимать было тяжело. Потому что с дерева как раз «солнечный» бок здания, а на каменные стороны солнце падает только в длинные дни на закате. Кладка стен необычайно роскошная. В них вставлены плоской формы разноцветные валуны, зеленые, красные с полосами, густо коричневые, синие, разные. И еще ромбы, квадраты, кресты из майолики. Чтобы смыть пыль, мы облили стены водой. И тут на них упало солнце! Что тут было! На майолике и валунах вспыхнули оранжевые, розовые, красные, зеленовато-синие туманные радуги. Перед нами стояло нечто, что было во сто крат ярче павлина. Каменная райская птица! И вся она как будто двигалась, сияла, плыла в воздухе, тянулась в небо».

Борисоглебская (Коложская) церковь. Фото: grodno.in

В интерьере храма особую ценность представляют встроенные в стены храма глиняные сосуды, так называемые «голосники», которые улучшают акустику. Тот факт, что внутри церкви роспись весьма незначительна (она была обнаружена в 1870 году в алтарной части храма под толстым слоем штукатурки), подтверждает тот факт, что она строилась не для обычных прихожан, нуждающихся в дополнительных напоминаниях о событиях Священного Писания, а для монахов. Необычно узорчатое покрытие пола разноцветными майоликовыми плитками желтого, зеленого и коричневого цвета, создан своего рода каменный «паркет».

В XVI веке Борисоглебская церковь прославилась своей чудотворной Коложской иконой Пресвятой Богородицы. Легенда о появлении её в церкви была записана в 1738 году. Она гласит: «Говорят старые люди, что какой-то нищий всегда носил её с собой, по обету, этот образ Пресвятой Богородицы. С приближением смерти ему в видении было объявлено, чтобы он этот образ поместил в Коложской церкви, что было им выполнено, и сам изъявил желание быть погребенным в этой церкви».

За два с лишним столетия Коложская икона Божией Матери прославилась многочисленными чудесами. К ней за помощью приходили тысячи людей. Но в 1914 году с началом Первой мировой войны обитель была эвакуирована в Россию, после чего следы чудотворной иконы были утеряны. Все поиски пока безрезультатны.

Нет единого мнения среди специалистов как именно выглядела Коложская икона. Л.Е.Кулаженко и Г.А Лавринецкий в начале 2000-х годов утверждали, что она была написана на медной доске небольшого размера (с тетрадный листок) и помещена в кипарисовую оправу. На её полях были вырезаны ветхозаветные изображения.

Архиепископ Гродненский и Лидский Варсонофий, описывая икону в 1947 году, предполагал, что чудотворный образ был выполнен из камня. Е.Поселянин в книге «Богоматерь. Описание Её земной жизни и чудотворных икон», изданной в 1914 году сообщал: «написана эта икона на полотне, наклеенном на доску, и по времени своего происхождения может быть отнесена к XVII веку».

Коложская икона Божией Матери . Фото: kalozha.by

В настоящее время в храме находится вышитая увеличенная копия этой чудотворной иконы. Она представляет собой неточный список с иконы «Одигитрия», привезенной в 1495 году в Вильно дочерью великого князя Ивана III Еленой при вступлении ее в брак с великим князем литовским Александром. Еще один список Коложской иконы был выполнен в мастерской Московской Патриархии в 2006 году и подарен Борисоглебской церкви мэрией подмосковного города Химки. А 1 мая 2019 года в Борисоглебскую церковь был принесен еще один исторический список Коложской иконы Божией Матери, приобретенный в Германии. Икона была выкуплена там на одном из антикварных аукционов. Специалисты считают, что возможно это список с Коложской иконы, преподнесенный епископом Гродненским Михаилом в дар императору Николаю II, при посещении им Гродно в 1914 году.

У храма еще много неразгаданный тайн: это и таинственные знаки на многих кирпичах –плинфах (плинфа – широкий плоский обожженный кирпич X-XIIIвв.), и местонахождение чудотворной Коложской иконы, и полное прочтение символики храма, и достоверность постройки храма на месте языческого капища и многое другое.

Борисоглебская церковь в Гродно – один из самых древних и необычных в Беларуси храмов. В его истории много страниц трудностей и скорби, но Коложская церковь выстояла и продолжает служить Богу и людям, принимает верующих и туристов, желающих видеть эту обитель христианства, дошедшую до нас через многие столетия.

Рядом с Борисоглебской церковью установлен камень–валун, на котором высечено имя легендарного полководца, защитника не только Коложской обители, но и всей земли Белорусской от крестоносцев. О нем наш следующий рассказ.

Источники:

  1. Памятники и памятные места Беларуси. Чантурия В.А.,Чантурия Ю.В., Мн., 2007
  2. Горадна, Горадзен, Гродна. Марцiновiч А. Мн., 2008
  3. Гродно. Фих Б.М, Аржаева Л.В., Григорьева З.Г., Голуб И.П., Мн., 1960.
  4. Зямля пад белыми крыламi. Караткевiч У. Мн., 1992
  5. Дорогами православной Беларуси. Сост. Бегиян С.Р., Мн., 2010
  6. Православное зодчество Беларуси. Лаврецкий Г. Мн., 1995
  7. Православные храмы. Путешествие по святым местам. Выпуск №23, М., 2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.