
Княжество Нальшаны в XIII веке занимало большую территорию, включающую северо-запад Беларуси и юго-восток Литвы. Составной частью его был и современный Мядельский район, в том числе Свирщина. Княжество упоминается в «Ливонской рифмованной хронике» под 1229 и 1247 годами в связи с описаниями походов ливонских рыцарей под названием Nalsen. В Ипатьевской летописи повествуется о том, что в 1258 году на его земли вторглись татаро-монгольские войска Бурундая и волынского князя Васильки. Упоминается и Довмонт, как князь земли нальшанской.
Согласно преданиям, князь Довмонт Романович с целью повышения безопасности, центр княжества перенес из Крева в Свирь. С севера и запада его окружали река Свирица и озера Черная Лужа, Свирица и Свирь, с запада – болота. На юго-западе в урочище Городок на возвышенности, которая врезается в озеро Свирь, было возведено укрепление, обнесенное валом в 1,5 метра и рвом шириной 8-10 метров.
А для постройки замка выбрали Свирскую гору. Высокая и крутая во времена, когда главным оружием были меч и стрела, она была удачным местом для обороны. Замок, согласно польскому хронисту XVI века Матею Стрыйковскому, был построен в 1250 году. На 15 метровой высоте он занимал площадку 30х40 метров и был окружен мощным валом. На соседней горе располагались оружейная и княжеская дружина. Обе горы были обнесены рвом, который заполнялся водой из реки Свиранки. В 2 километрах от Свири на Поклонной горе расположилась стража и таможня.
Во время раскопок на месте бывшего замка были найдены изделия из бронзы, железа, глины, лепная и гончарная керамика.
Свирскую гору называют также горой Батория. В июне 1579 года король польский и великий князь литовский Стефан Баторий прибыл из Вильни в Свирь в сопровождении войска и придворной свиты. В это время шла многолетняя Ливонская война и тут, в Свири, состоялся смотр войск и военный совет.
Князья Свирские, которые, согласно преданию, наследовали Свирь от Довмонта, построили недалеко от замка дворец, который существовал еще во второй половине XIX века. Свирский ксёндз Юрий Жамойть в книге «Свирь и костел Свирский» рассказывает, что когда существовали одновременно дворец и замок, то братья Свирские вели разговоры между собой с помощью условных знаков.
Древний княжеский род Свирских в XV-XVI веках владел многочисленными имениями в окрестностях озер Нарочь и Свирь, но в XVII- XVIII столетиях род стал дробиться и утрачивать свои богатства. Постепенно князья Свирские превратились в обычную шляхту, а их имения постепенно перешли в руки других владельцев.
Обеднение и раздробление рода привело к тому, что во второй половине XIX века недалеко от местечка Свирь образовалась шляхетская околица, заселенная Свирскими, влачившими жалкое существование. Соседи –крестьяне называли их, как и прежде князьями, но потешаясь над их бедностью, приговаривали: «Шуміць дуброва – едзе князь па дровы».
Однако не у всех потомков князя Довмонта судьба сложилась так трагически. Умирающий князь Довмонт успел передать сыну Давиду свое завещание и высказать последнюю волю. Только три наставления дал он ему перед смертью:не предавать того, кому клялся в верности; никогда не мириться и не брататься с крестоносцами; помнить, что у каждого человека должна быть родина. И благословил Давида вернуться туда, где берет начало их род…
Давид выполнил просьбу отца и остался в истории полководцем, который не проиграл ни одной битвы. Но это уже другая история.
Источники:
- Памяць. Мядзельскі раён. Мн., 1998г.
- Я.Драўніцкі. Наваколле старажытнага шляху Вільня-Полацк.Паставы, 2018г.
- А.Варавва. Этюды о Беларуси. Мн., 2002г.
- І.Масляніцына, М.Багадзяж. Легендарныя героі беларускай гісторыі XI-XIX стст. Мн., 2020г.
- Сіцько З. «…Ясней ад перлаў і золата кароны» (да 750-годдзя каранацыі Міндоўга) // Беларускi гістарычны часопіс. — 2003. — N5.